Новости и акции
03 мая 2021

Как читать штрих-код?

На упаковке практически любой легально реализуемой продукции можно найти штриховой код, в котором содержится уникальная информация о товаре и его изготовителе. Раскодировать эти сведения можно при помощи сканера, в качестве которого может использоваться даже камера смартфона.

Для чего нужен штрих-код

Основная функция штрих - кода – учет продукции в процессе производства, транспортировки и реализации. Наличие уникальной метки позволяет легко отслеживать и фиксировать в информационной системе перемещение товаров, а также упростить их идентификацию контрольно-кассовыми машинами при реализации. Большинство торговых и логистических компаний в наше время вряд ли примут продукцию, на упаковке которой отсутствует штриховой код. Штрих - коды используют в маркетинговых целях и для подтверждения подлинности товара.

Современные стандарты и разновидности штрих - кодов

Линейные штрих - коды

Прародителем всех существующих ныне штриховых кодов является UPC (Universal Product Code – универсальный товарный код), разработанный в 1973 году компанией IBM. В 2005 году занимавшиеся стандартизацией и регистрацией UPC-кодов американская и канадская компании UCC и ECCC объединились с европейской ассоциацией EAN (European Article Numbering – европейский номер товара) в глобальную организацию GS1.

Основной целью объединения было создание универсального общемирового формата товарного штрихового кода. Наиболее распространенной на сегодняшний день является разновидность линейного штрихкода EAN-13. Содержащаяся в нем информация зашифрована при помощи комбинации вертикальных черных линий на белом фоне и продублирована 13-ю арабскими цифрами под ними. Распространенный в США стандарт UPC-A является подмножеством кода EAN-13 и легко преобразуется в него путем добавления перед 12-значным цифровым кодом нуля. Семейство EAN/UPC также включает в себя штриховые коды UPC-E, EAN-8, EAN-128, однако они используются реже.

В 13-значном коде EAN-13 содержится следующая информация слева направо:

  • 1–3 цифры – префикс Национальной организации GS1;
  • 4–9 цифры – номер предприятия-изготовителя;
  • 10–12 цифры – идентификатор продукции конкретного производителя;
  • 13-я цифра – контрольная цифра для проверки правильности кода.

Часто мы можем встретить на импортном товаре, представленном на Российском рынке, префиксы начинающиеся на цифры 460-469. Это говорит о том, что ответственные производители и поставщики товара, являются членами российского представительства международной компании GS 1 и несут полную ответственность за информацию, предоставленную по своему товару.

Номера основных стран, производителей товара:

  • Россия 460-469
  • США и Канада 00-13
  • Германия 400-440
  • Япония 45-49
  • Китай 690-693
  • Италия 80-83

Двухмерные штрих - коды

Самым популярным на сегодняшний день двухмерным кодом является QR-код (Quick Response Code — код быстрого реагирования). Данный стандарт был разработан и зарегистрирован японской компанией «Denso» в 1994 году. Визуально он представляет собой последовательность черных квадратов на белом фоне, расположенную внутри квадратного поля. Существует несколько разновидностей:

  • Micro QR – уменьшенная метка для хранения ограниченного объема данных;
  • SQRC – часть кода доступна только при наличии ключа для расшифровки;
  • IQR Code – имеют малый размер и форму прямоугольника;
  • Frame QR – код с изображением внутри.

Основное преимущество QR-кода в сравнении со стандартом UPC/EAN заключается в возможности хранения большего объема информации. Поддерживаются четыре основных режима кодирования – числовой, буквенно-цифровой, двоичный и кандзи, а также специальные расширения. Это позволяет заложить в метку не только цифровую последовательность, сведения из которой могут быть извлечены только при наличии доступа к информационной базе, но и ссылку на сайт или любой иной текст длиной до 4296 букв латиницей, 1817 иероглифов или 7089 арабских цифр, а также графические файлы объемом до 4 кБ.

QR-коды легче и быстрее распознаются сканирующими устройствами, что привело к широкому распространению в торговле, производстве, логистике. Двухмерные коды часто используют в качестве замены текстовым ссылкам на интернет-ресурсы, для кодирования географических координат или контактных данных для визитки. QR-code является зарегистрированным товарным знаком «DENSO Corporation», однако компания не накладывает никаких ограничений на его использование и не требует лицензионных отчислений. Для генерации QR-кода не требуется обращаться в какую-либо организацию – любой человек или компания могут создать его самостоятельно.

 

Поделиться:
Лайфхаки
Полезные советы, видео и лайфхаки можно найти в разделе «Статьи»
Узнать больше
Каталог
Выберите измельчитель для кухни исходя из повседневных задач.
Перейти в каталог