Новости и акции
13 января 2022

Влияние политики маркетплейсов на экологию

Перевод на удаленную работу, закрытие непродовольственных магазинов, запрет доступа в торговые центры без QR-кодов и другие связанные с пандемией ограничения привели к взрывному росту продаж в маркетплейсах. По данным аналитиков АКИТ, только в 2020 году их оборот вырос в 1,5 раза. В Ozon в минувшем году было сделано 73,9 млн заказов, а в Wildberries – 323,8 млн. Гораздо сложнее посчитать объем ущерба экологии, нанесенный таким количеством заказов. Специалисты Greenpeace подсчитали, что только на сервисы доставки готовой еды в 2020 году пришлось 40 тысяч тонн отходов, большинство которых оказалось на свалках. И это далекое не единственная проблема, спровоцированная ростом онлайн-продаж.

 

Неразумное потребление

Деятельность марктеплейсов в целом плохо сочетается с предложенными экологическими организациями мероприятиями по сокращению объема отходов и площади свалок. В первую очередь она противоречит теории разумного потребления, предполагающей отказ от приобретения лишних товаров. Покупки в маркетплейсах часто делаются спонтанно, а невозможность подробного изучения свойств товаров и намеренное введение в заблуждение продавцами повышает риск приобретения товаров низкого качества или просто неподходящих вещей. В результате некоторые покупки практически сразу отправляются в мусорное ведро.

К сожалению, далеко не во всех регионах России пока налажена сортировка бытовых отходов. В результате даже вещи из материалов, пригодных для дальнейшей переработки, зачастую оказываются на полигонах ТБО, что приводит к росту занимаемой ими площади и сопутствующим проблемам. Впрочем, в данном случае предъявить претензии напрямую маркетплейсам сложно: хотя такая ситуация им выгодна, ответственность за покупку и утилизацию несет потребитель.

 

Лишняя упаковка

А вот рост объема отходов в результате утилизации упаковки товаров – прямое следствие политики маркетплейсов и особенностей работы служб доставки. Последние не очень трепетно относятся к перевозке, погрузке и разгрузке, что часто приводит к повреждению товаров. Стремясь избежать негатива со стороны покупателей, маркетплейсы в свою очередь диктуют продавцам особые требования к таре, заставляя использовать бумагу, пузырьковую пленку и дополнительные коробки. Нередко это приводит к тому, что объем и вес упаковки гораздо больше, чем самого товара.

Ещё один негативный момент – индивидуальная упаковка каждого заказа. Потребители нередко обращают внимание, что даже при заказе абсолютно одинаковых мелких товаров у одного продавца маркетплейс пакует каждый в свой фирменный пакет. Логичное объяснение такого подхода найти сложно. По некоторым данным это может быть связано с оплатой труда упаковщиков, привязанной к числу позиций.

Итогом такой политики являются забитые мусорные контейнеры рядом с пунктами выдачи заказов. В них попадают и пакеты, и картонные коробки, и прочая тара, которая при более продуманном и цивилизованном подходе могла бы превратиться во вторичное сырье. Платить за лишний мусор приходится жильцам домов, к которым относится контейнерная площадка.

 

Рост авто трафика

Вместе с объемом продаж в маркетплейсах увеличивается и автомобильный трафик. Одним из главных преимуществ заказов на подобных онлайн-площадках считается оперативная доставка. Единственный способ обеспечить её – ежедневный развоз посылок по пунктам выдачи и постаматам, количество которых также постоянно растет.

Если службы доставки еды хотя бы активно используют пеших и велокурьеров, то маркетплейсы обычно доставляют посылки грузовым или полугрузовым автомобильным транспортом. И в рейс он отправится даже в том случае, если перевезти надо 1–2 небольших коробки, так как заранее рассчитать их объем и вес довольно сложно. В результате возрастает интенсивность движения, возникают пробки и увеличивается количество вредных выбросов в атмосферу.

 

Поделиться:
Лайфхаки
Полезные советы, видео и лайфхаки можно найти в разделе «Статьи»
Узнать больше
Каталог
Выберите измельчитель для кухни исходя из повседневных задач.
Перейти в каталог