Во времена существования СССР 80% стеклянных бутылок использовалось повторно. Это примерно сравнимо с количеством направляемого на повторную переработку стекла в ЕС в наши дни. А вот в современной России процент перерабатываемой стеклотары не превышает 20%. Как и почему наша страна превратилась из лидера в аутсайдера?
Причина №1. Недостаток инфраструктуры.
Все советские предприятия, упаковывающие свою продукцию в стеклянные бутылки, были оснащены линиями для качественной мойки и дезинфекции вторичной стеклотары. Сейчас это оборудование устарело или пришло в негодность, а тратиться на новое большинство компаний не готовы. К тому же количество поступающих на вторичную переработку бутылок регулярно снижается. В таких условиях производителям проще закупать и самостоятельно производить новую тару.
Причина №2. Законодательные ограничения.
В 2012 году в техрегламент Таможенного союза внесли пункт, предусматривающий запрет на повторное использование стеклотары для алкогольной продукции и детского питания. Это было обосновано негигиеничностью и опасностью применяемых моющих средств для окружающей среды. В дальнейшем этот пункт из регламента был исключен, однако он успел внести свою лепту в сокращение процента оборотной стеклотары.
Причина №3. Разнообразие стеклотары.
В советское время вся стеклотара была строго стандартизирована. Для каждого вида продукции использовалась бутылка особой формы, что позволяло использовать её на любом заводе внутри страны. Сейчас большинство производителей стремится сделать тару уникальной и регулярно меняют её дизайн.
Причина №4. Отсутствие мотивации.
Сдавать стеклотару в СССР было довольно выгодно. Стоимость двух-трех пустых бутылок из-под лимонада была примерно сопоставима со стоимостью наполненной – в некоторых магазинах можно было даже произвести подобный обмен напрямую. Сегодня стоимость бутылки не превышает одного рубля, так как идет она в основном на бой.
Причина №5. Жесткие требования переработчиков.
Компаний, которые готовы принимать на переработку хотя бы стеклобой, осталось не так уж много. При этом они предъявляют довольно жесткие требования к качеству сырья – оно не должно содержать посторонних включений и этикеток. Кроме того, стеклобой должен быть отсортирован по цвету – зеленое, коричневое и прозрачное стекло в большинстве случаев перерабатывают по отдельности.
Как вернуть утраченные позиции?
Вернуться к советской системе, основанной на стандартизации тары, в России уже вряд ли получится, однако вполне можно взять за основу европейский опыт. В среднем в ЕС на повторную переработку поступает 70% стеклянной тары. Причем такой сравнительно небольшой процент – заслуга отдельных стран, например Болгарии с 23% и Греции с 15%. А вот в Бельгии, Голландии, Швеции и Швейцарии процент переработки свыше 90%. А ведь в этих странах также нет единого дизайна бутылок и собирают их в основном для превращения в стеклобой. Последний в дальнейшем используют для производства той же тары, силикатного клея, стекловолокна, сантехники, абразивов, лакокрасочных и других строительных материалов.
Секрет успеха этих стран основан на залоговой стоимости тары. Цена каждой бутылки составляет в среднем 10-20 евроцентов и экономные европейцы с удовольствием собирают стеклянную тару и утилизируют её при помощи автоматов, установленных в супермаркетах и на улицах. В обмен они получают купоны, которые дают право на скидку на соответствующую сумму при совершении очередной покупки в магазине. А кое-где эти средства можно зачислить на карту.
Создание в России аналогичной системы позволило бы не только сократить расходы на производство различных изделий за счет экономии энергоресурсов и сырья, но и поспособствовало бы сокращению площади свалок. Ведь стекло – один из наиболее долго разлагающихся материалов. Процесс его полного распада может занять несколько тысячелетий. Так что если у вас есть возможность сдать стеклянную тару, лучше не пренебрегать ею.