Многие изделия из пластика, оканчивающие свой путь на мусорном полигоне, а то и вовсе на неофициальных свалках, вполне могли бы получить вторую жизнь. В частности, пластиковую тару всё активнее используют при производстве одежды и обуви.
Одежда из полиэстера постепенно вытесняет с рынка продукцию из натуральных материалов – хлопка или льна. И тому есть несколько причин. Прежде всего это большая долговечность предметов гардероба из синтетической ткани в сочетании с невысокой стоимостью, низкая склонность к замятию, способность удерживать тепло и отталкивать влагу после пропитки специальным составом. Даже экипировка современных профессиональных спортсменов обычно сделана именно из синтетики.
О популярности синтетической одежды в мире свидетельствует тот факт, что примерно 70% полиэтилентерефталата, также известного как ПЭТ, идет именно на производство синтетических волокон. Остальные 30% используют при производстве пластиковых бутылок и аналогичной тары для пищевых продуктов. В прочем, в России соотношение примерно противоположное – у нас большую часть сырья превращают в упаковку. Отчасти это объясняется довольно невысокой долей её вторичной переработки.
Между тем, технология производства полиэстера позволяет производить его именно из ПЭТ-тары. Для этого необходима прежде всего тщательная сортировка изделий по цвету, удаление крышек и этикеток. Отобранную тару сначала прессуют, затем измельчают, проверяют на отсутствие посторонних включений, промывают и пропускают через паровой котел. В результате образуются гранулы, из которых в дальнейшем получают синтетические волокна и ткань.
Многие ведущие производители спортивной одежды делают ставку на производство изделий из переработанных материалов. Одной из первых экологическую кампанию начала американская фирма Nike, в 2010 выпустив соответствующую линию экипировки, для создания которой было переработано 13 миллионов пластиковых бутылок. Если разложить их в один слой, то тара заняла бы площадь, равную 29 футбольным полям. В 2015 году Nike создал для игроков российских футбольных клубов «Спартак» и «Зенит» футболки и шорты, на 100% изготовленные из вторичного сырья. В 2013 такую же форму надели футболисты «Манчестер Юнайтед». Кстати, выяснилось, что использование вторсырья к тому же на 30% сокращает затраты электроэнергии при производстве одежды.
Не отстает от своего вечного соперника и немецкая компания Adidas. Волонтеры Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году были одеты в экипировку от этой фирмы, сделанную из переработанного пластика. К 2024 году фирма намеревается полностью перейти на использование вторичного сырья для своих товаров из синтетических материалов. При этом речь идет не только об одежде и обуви – оболочка футбольных, баскетбольных, волейбольных и других спортивных мячей тоже пластиковая, а не кожаная.
Среди известных производителей одежды из переработанного пластика числятся такие бренды, как Levi’s, Marks&Spencer, H&M. Даже представители домов высокой моды не стыдятся использовать вторсырье для своих коллекций. Напротив, на фоне активно развивающейся темы защиты экологии это добавляет престижа изделиям и их авторам.
Помимо развития производства одежды и обуви из переработанных пластиковых изделий, вышеперечисленные фирмы проводят различные акции в поддержку раздельного сбора мусора. Например, в магазинах H&M можно сдать любые текстильные изделия, включая обрезки ткани, в любом состоянии, независимо от бренда и состава. Единственное условие – вещи должны быть чистыми и сухими. В обмен можно получить купоны, дающие право на скидку на товары, приобретаемые в фирменном магазине.