За последнее десятилетие на российском рынке появилось немалое количество бытовой техники под ранее неизвестными торговыми марками. При этом большинство фирм в рекламных материалах и на официальном сайте гордо заявляют, что фирма основана в Европе, США или Японии как минимум в прошлом веке. Ещё часть скромно умалчивает о своем происхождении, ограничиваясь пометками типа «Designed in Europe (USA, Japan)» и «Made in P.R.C.».
Что на самом деле скрывается под этими названиями и малопонятными рядовому потребителю надписями и можно ли доверять таким производителям?
Кто мы и откуда?
Надпись «Designed in (название страны)» в переводе означает «Разработано в (название страны)». Однако на самом деле большинство производителей лукавит, и вся разработка ограничивается в лучшем случае довольно свободным техническим заданием для производителя. Производителем же является некий in P.R.C, а если точнее People’s Republic of China – люди из Республики Китай.
С одной стороны маркировка «Сделано в Китае» – это ещё не признак низкого качества. К примеру, такие китайские бренды как Huawei или Xaomi уже всерьез конкурируют с мировыми лидерами Samsung и Apple, а многие европейские производители техники, в частности, Bosch, перенесли производство в Поднебесную. Но Китай Китаю рознь – наряду с официальными заводами в промышленных центрах Гуанчжоу и Шеньжень работают полуподпольные производства, где упор сделан на количестве, а не качестве продукции.
Почему новоявленные торговые марки так стремятся скрыть свое истинное лицо и приписывают себе многолетнюю историю, по сути вводя потребителя в заблуждение? В первую очередь это стремление встать на один уровень с более именитыми конкурентами хотя бы формально. Но для многих это ещё и способ скрыть истинный путь происхождения товара и его качество, которое в большинстве случаев ниже, чем у продукции с официальных производств.
Проверить малоизвестную торговую марку на прочность довольно просто – поищите упоминания о ней в той стране, откуда она якобы родом. Чаще всего вы ничего не найдете, а если и найдете, то скорее всего упоминание о компании, которая выпускает совершено другие товары и не имеет отношения к искомой.
Бета-тест на потребителях и борьба с ним
По сути вся подобная продукция сейчас проходит своего рода бета-тест – так называют интенсивное исследование пробной версии продукта с целью выявления ошибок и недоработок. Известные производители проводят его перед выводом продукции на рынок. Однако новоявленные компании обычно себе такого позволить не могут и поэтому их новинки сразу тестируют пользователи, оплачивая при этом их полную стоимость.
В случае с простыми изделиями вроде ручного инструмента или домашней утвари потребитель рискует в основном лишь деньгами и испорченным настроением. Если же речь идет о некачественных электроприборах, то это уже серьезная угроза жизни и здоровью не только самого пользователя, но и окружающих.
На этот факт уже обратили внимание даже государственные органы. Бороться с контрафактом и недостоверной информацией будут при помощи специальной обязательной маркировки в виде двоичного кода. В нем будет содержаться информация о серийном номере, дате и месте производства, максимальной рекомендованной цене и т. д. Распоряжением 28.04.2018 № 792-р был утвержден список из 12 товаров, маркировать которые начнут уже 2019 году. В него вошли шины, фотокамеры и фотовспышки, обувь, некоторые виды одежды, парфюмерия, кухонное и постельное белье.
В мае в Правительстве РФ предложили расширить этот список ещё на 8 позиций, среди которых бытовая химия, косметика, мясные и рыбные продукты, детское питание, безалкогольные напитки и бытовая техника. Впрочем, данное решение ещё предстоит утвердить Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
До 2024 году планируется ввести систему обязательной маркировки для всех видов товаров. Это позволит любому потребителю получить информацию о них при помощи специального мобильного приложения или терминала. Отсутствие же маркировки будет свидетельствовать о нелегальности товара.
Пока же маркировка не стала обязательной, лучшей защитой является приобретение товаров в официальных магазинах и наличие сертификата соответствия на конкретное изделие, который должны предъявить потребителю по его требованию.