На упаковке практически любой легально реализуемой продукции можно найти штриховой код, в котором содержится уникальная информация о товаре и его изготовителе. Раскодировать эти сведения можно при помощи сканера, в качестве которого может использоваться даже камера смартфона.
Для чего нужен штрих-код
Основная функция штрих - кода – учет продукции в процессе производства, транспортировки и реализации. Наличие уникальной метки позволяет легко отслеживать и фиксировать в информационной системе перемещение товаров, а также упростить их идентификацию контрольно-кассовыми машинами при реализации. Большинство торговых и логистических компаний в наше время вряд ли примут продукцию, на упаковке которой отсутствует штриховой код. Штрих - коды используют в маркетинговых целях и для подтверждения подлинности товара.
Современные стандарты и разновидности штрих - кодов
Линейные штрих - коды
Прародителем всех существующих ныне штриховых кодов является UPC (Universal Product Code – универсальный товарный код), разработанный в 1973 году компанией IBM. В 2005 году занимавшиеся стандартизацией и регистрацией UPC-кодов американская и канадская компании UCC и ECCC объединились с европейской ассоциацией EAN (European Article Numbering – европейский номер товара) в глобальную организацию GS1.
Основной целью объединения было создание универсального общемирового формата товарного штрихового кода. Наиболее распространенной на сегодняшний день является разновидность линейного штрихкода EAN-13. Содержащаяся в нем информация зашифрована при помощи комбинации вертикальных черных линий на белом фоне и продублирована 13-ю арабскими цифрами под ними. Распространенный в США стандарт UPC-A является подмножеством кода EAN-13 и легко преобразуется в него путем добавления перед 12-значным цифровым кодом нуля. Семейство EAN/UPC также включает в себя штриховые коды UPC-E, EAN-8, EAN-128, однако они используются реже.
В 13-значном коде EAN-13 содержится следующая информация слева направо:
Часто мы можем встретить на импортном товаре, представленном на Российском рынке, префиксы начинающиеся на цифры 460-469. Это говорит о том, что ответственные производители и поставщики товара, являются членами российского представительства международной компании GS 1 и несут полную ответственность за информацию, предоставленную по своему товару.
Номера основных стран, производителей товара:
Двухмерные штрих - коды
Самым популярным на сегодняшний день двухмерным кодом является QR-код (Quick Response Code — код быстрого реагирования). Данный стандарт был разработан и зарегистрирован японской компанией «Denso» в 1994 году. Визуально он представляет собой последовательность черных квадратов на белом фоне, расположенную внутри квадратного поля. Существует несколько разновидностей:
Основное преимущество QR-кода в сравнении со стандартом UPC/EAN заключается в возможности хранения большего объема информации. Поддерживаются четыре основных режима кодирования – числовой, буквенно-цифровой, двоичный и кандзи, а также специальные расширения. Это позволяет заложить в метку не только цифровую последовательность, сведения из которой могут быть извлечены только при наличии доступа к информационной базе, но и ссылку на сайт или любой иной текст длиной до 4296 букв латиницей, 1817 иероглифов или 7089 арабских цифр, а также графические файлы объемом до 4 кБ.
QR-коды легче и быстрее распознаются сканирующими устройствами, что привело к широкому распространению в торговле, производстве, логистике. Двухмерные коды часто используют в качестве замены текстовым ссылкам на интернет-ресурсы, для кодирования географических координат или контактных данных для визитки. QR-code является зарегистрированным товарным знаком «DENSO Corporation», однако компания не накладывает никаких ограничений на его использование и не требует лицензионных отчислений. Для генерации QR-кода не требуется обращаться в какую-либо организацию – любой человек или компания могут создать его самостоятельно.