На сегодняшний день в России перерабатывается лишь около 10% собираемого мусора, остальное вывозится на полигоны ТБО. При этом около 70% содержимого свалок могло бы превратиться во вторсырье. Основная причина сложившейся ситуации – низкий процент сортировки мусора на начальном этапе. Проблема особенно актуальна для предприятий общественного питания, ведь пара крупных кафе или ресторанов в среднем производит за день столько же отходов, сколько один россиянин за год. Раздельный сбор мусора – это в первую очередь забота об экологии, но в тоже время при правильном подходе, он может быть выгодным для организации в финансовом и маркетинговом плане.
5 причин разделять отходы в общепите
Сокращение издержек. Тарифы на утилизацию несортированного мусора существенно выше, чем на вывоз отходов, подлежащих дальнейшей переработке. Причем в первом случае плата идет за контейнер, даже не заполненный, а во втором – за фактический объем. Уменьшение объема несортированных отходов, позволяет сократить частоту вывоза контейнеров или оплачивать ежедневную утилизацию совместно с организациями, расположенными по соседству.
Дополнительный доход. Некоторые организации готовы забирать определенные виды материалов бесплатно, либо в обмен на рекламу, поставки своей продукции, производимой из вторсырья или прочих взаимовыгодных условиях. А на самостоятельной сдаче стекла, бумаги, картона, металла на переработку можно даже заработать.
Экономия ресурсов. Сокращение количества отправляемых на утилизацию не перерабатываемых отходов позволяет сэкономить на покупке мусорных пакетов, уменьшить количество контейнеров внутри помещения, расходовать меньше времени и средств на их мойку. При установке диспоузеров или компостеров не приходится выделять для временного хранения пищевых отходов холодильные камеры.
Улучшение имиджа. По данным маркетинговой компании Culinary Visions 83% посетителей кафе и ресторанов поддерживают внедрение ими экологических инициатив. Специалисты из университетов Кёнхи (Южная Корея) и Пердью (США) выяснили, что 41% согласны переплачивать в таких заведениях до 10%, а около 26% – более чем 10%. Информация о том, что организация проявляет заботу об окружающей среде и сортирует отходы, может привлечь дополнительных клиентов и стать дополнительным козырем при поиске партнеров.
Забота об экологии. Сортировка мусора на начальном этапе позволяет повысить долю перерабатываемых отходов до 95%. Это способствует сокращению площади мусорных полигонов, которые негативно влияют на окружающую среду. Строгий учет отходов побуждает проводить дополнительные мероприятия, направленные на уменьшение доли не перерабатываемых материалов в обороте. Одной из таких мер может быть отказ от одноразовой пластиковой посуды в пользу многоразовой или изготовленной из экоматериалов, выбор в пользу продуктов в экоупаковке и т. д. Всё это в совокупности положительно влияет на экологическую обстановку в регионе и стране.
Примеры успешной реализации экопроектов в кафе и ресторанах
Сотни российских компаний индустрии HoReCa перешли на раздельный сбор отходов, не дожидаясь введения обязательных требований и нормативов. Их успех является лучшим доказательством перспективности такого подхода, а некоторые идеи достойны того, чтобы их позаимствовать.
В 2018 году московский ресторан Bjorn начал реализацию экопрограммы, направленной на минимизацию объема отходов и увеличение доли их переработки. За 2019 год предприятие собрало и сдало на утилизацию 5,6 тонн бумаги, пластика и стекла. Пищевые отходы в ресторане частично направляют на производство удобрений, частично утилизируют через канализацию, предварительно измельчая в диспоузере.
Компания «Макдоналдс» запустила проект по раздельному сбору отходов в российских ресторанах в 2019 году. В 2021 в ней принимали участие 40 фирменных заведений в Москве, а в 2022 их количество должно увеличиться до 90. В переработку идут пластиковые и бумажные стаканчики, бутылки, коробки и пакеты для заказов навынос и прочее. До 2025 компания планирует полностью перейти на использование тары из вторсырья.
Кафе музея «Гараж» вносит свою лепту в сокращение объема отходов с помощью тары и приборов из биоразлагаемых материалов. К примеру, коктейльные трубочки в нём сделаны из безглютеновых макарон, а приборы и контейнеры для еды навынос – из сахарного тростника и кукурузного крахмала. Также в кафе стараются минимизировать пищевые отходы, максимально эффективно используя продукты.
Ресторан «КМ20» ежегодно сдает на переработку более 15 тонн картона, стекла и пластика. Организация отказалась от использования одноразовых контейнеров, заменив их на боксы из полипропилена. Здесь также используют бумажные трубочки для напитков, а меню печатают на бумаге из вторсырья.
Одним из наиболее успешных российских экопроектов считается питерский ресторан Harvest. В основе идеи его создания лежала концепция разумного потребления. В заведении раздельно собирают пластик, стекло, металл, бумагу и картон, упаковку Tetra Pak, текстиль, пищевые отходы. Концепция влияет даже на выбор блюд и продуктов для их приготовления. Достижения в цифрах впечатляют: 40 кубометров мусора в месяц, 95% из них направляются на переработку. За год ресторан отправляет на захоронение около 24 куб. м отходов, тогда как обычное заведение общепита той же вместимости ежегодно отправляет на свалку в среднем 850 куб. м.